Рекомендации учителя-логопеда на лето
Уважаемые родители!
Лето – это замечательное время года, чтобы набраться сил,
окрепнуть, загорая и плавая, совершая длительные прогулки и путешествуя! Лето
дарит неисчерпаемые возможности для развития детей. Правильная речь является
важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе.
Помните, что уже
совсем скоро ваши дети станут первоклассниками. Поэтому очень важно закреплять
знания и умения, полученные ребятами в детском саду. Для этого ничего
специально не нужно организовывать. Поводом и предметом для речевого развития
детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные
домашние дела, поступки, настроение. Не упускайте малейшего повода, чтобы
что-либо обсудить с вашим ребенком.
Школа не будет в тягость, если летом вы постараетесь:
ЗАКРЕПЛЯТЬ ЗНАНИЯ РЕБЁНКА ОБ ОКРУЖАЮЩИМ МИРЕ.
Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите
возможность использовать новые впечатления ребёнка от путешествий, походов в
лес, выходов в театр, цирк, для развития выразительности речи. При описании, например,
моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и
других частей речи, делающих нашу речь богаче. Играйте в загадки-описания
знакомых ребенку и находящихся в зоне видимости предметов. Это способствует
обогащению словаря, развитию связной речи, тренировке внимания.
СЛЕДИТЬ ЗА РЕЧЬЮ РЕБЁНКА.
Следите
за внятностью и правильностью речи ребенка. Обязательно надо следить за
звуками, которые были поставлены и введены в речь, так как легко можно их вновь
утратить, если не контролировать речь ребёнка. Следите за правильным употреблением
предлогов, произношением слов сложной слоговой структуры. Исправляйте
ошибки детей в грамматическом оформлении предложений.
Учите с ребенком смешные стихи,
скороговорки, чистоговорки, это позволит развивать память ребёнка,
автоматизировать звуки. Разучите их вместе
с ребёнком, произносите в разном темпе, с разной интонацией. Устройте соревнование,
кто лучше и быстрее произнесёт скороговорку. Если это возможно, постарайтесь
разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами.
ЧИТАТЬ, ЧИТАТЬ, ЧИТАТЬ!
Лето-время
отдыха, но не стоит забывать и о книгах. Больше читайте, обязательно обсуждайте
прочитанное, задавайте ребенку вопросы и терпеливо выслушивайте его
пересказ. Побуждайте ребенка отвечать на вопросы распространенными
предложениями. Объясняйте значение новых слов.
Если
ребенок умеет читать, то хвалите его не за быстрое, а за правильное и
осмысленное чтение. Пусть ребёнок прочитает вслух вам рассказ и не только
перескажет его, а скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение,
попытается рассуждать. Тем самым связная
речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет
богаче.
Сочиняйте
сказки, рассказы, опираясь на личный опыт детей. Вечером просите детей поделиться
впечатлениями от прошедшего дня.
ШТРИХОВАТЬ, ПИСАТЬ, РИСОВАТЬ...
Для успешного обучения ребенка в 1
классе огромное значение имеет развитие мелкой моторики. Поэтому
поощряйте стремление ребенка к рисованию, лепке, аппликации, раскрашиванию,
штриховке, конструированию, вышиванию (в магазинах очень много готовых наборов
для создания различных поделок - вышивки, мягкой игрушки, дворцов и др). При раскрашивании
и штриховке обращайте внимание на то, чтобы ребенок правильно держал карандаш
в руке. Отмечайте и поощряйте аккуратность и чистоту выполнения работы.
Любой
подручный материал – глина, мокрый песок, тесто – превосходно подойдет для
развития мелкой моторики пальцев рук. Развивайте
мелкую моторику в играх с разными природными материалами (веточки, шишки, камушки,
ракушки, травинки, кусочки коры и бересты и т.д.), декоративными камушками (для
украшения цветочных горшков и аквариума), выкладывая картинок из сушеных
цветов, листьев и травинок и т.д. Любая игра, в которой требуются точные и
аккуратные движения пальцев рук (а особенно – кончиков пальцев), развивает
мелкую моторику. Развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи на уровне
мозговых механизмов.
СЛЫШАТЬ – ПОНИМАТЬ – ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ
Хотите,
чтобы ваш ребенок в будущем грамотно писал? Тогда продолжайте развивать фонематический
слух, анализ и синтез! (мы все вместе этим занимались и в детском саду, и дома – продолжайте!!!!)
Развитию фонематических процессов
помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге, на
прогулке, в магазине и т.д.
ü Попросите вспомнить и назвать
предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду),
начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).
ü Предложите самостоятельно придумать
5-7 слов, начинающихся на заданный звук.
ü Попросите вспомнить и назвать учебные
принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.), в
названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).
ü Произносите ряд слов и попросите
ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в
начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама ,
кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор,
огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, вареный, косилка,
косынка).
ü Предложите ребенку самостоятельно
придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и
глухие согласные.
ü
Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут
следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут
происходить, например, на прогулке:
ü Сосчитай, сколько слов в
предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на
работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.
ü Самостоятельно придумай предложение,
в котором будет два, три слова и т.д.
ü Придумай предложение с маленьким
словом «на» или «через» (так можно придумывать с любым предлогом), например:
«Ваза стоит на столе.», «Кот перепрыгнул через клумбу.»
ü Придумай предложение с первым словом
"веселый" (или любым другим), постепенно добавляя слова связанные
между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот
прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».
ü Составь как можно больше слов,
используя буквы заданного слова. Например: электричество (ток, сок, кот, вор, волк, ствол, лектор и др.), метрополитен, велосипедист, экскаватор
и др. Можно использовать любые длинные слова.
ü Доскажи слог, чтобы получилось слово.
Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка), Эр-ми-(таж), и др.
ü Сосчитай сколько слогов в словах.
Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок,
сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя
слогами).
ü Назови первый звук в словах.
(Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла,
обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.)
ü Назови последний звук в словах. В 8 и
9 задании родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести
именно звук, а не букву.
ü «Угадай слово». Родители предлагают
ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между
ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].
ü «Загадай слово». Аналогично 10, но загадывают слово (произносят
по отдельным звукам) дети.
ü «Где спрятался звук?». Ребенок должен
определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце.
Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска»
(в середине), в слове «нос» (в конце)».
ü «Рассыпушки». Ребенку предлагается
собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое
задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать
слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать
слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л
(стол), о к ш к а (кошка).
Развитие зрительно-пространственных представлений.
ü «Найди спрятанное». Предложите
ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя
инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо,
повернись налево и сделай один шаг и т.д.».
ü Попросите ребенка показать различные
части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание попросив показать
левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает
сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.
ü На улице можно предложить ребенку
рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг
друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.»,
«Цветы растут слева от дерева.» и т.д.
ü «Графический диктант по клеточкам».
Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к
школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку,
но и готовит руку к письму.
ü Предложите ребенку сложить по образцу
какой либо предмет из сборного конструктора или кубиков.
ü «Найди отличия в картинках». Такие
задания можно встретить в детских журналах.
ü «Что изменилось?» Разложите перед ребенком
игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки
местами и спросите, что изменилось?
ХВАЛИТЬ ЗА КАЖДЫЙ УСПЕХ.
Помните,
все, чем занимается ребенок, должно приносить ему радость и удовлетворение. Не
забывайте отмечать успехи ребенка, хвалить за достигнутые результаты.
Вера в себя, чувство собственного достоинства - это капитал, который всегда
будет служить ребенку.
Уважаемые
родители, выполнение этих рекомендаций – залог будущего успешного обучения
вашего ребенка в школе.
А самое
главное – укрепляйте здоровье ребенка прогулками и играми на свежем воздухе,
выездами на природу, здоровым питанием, полноценным отдыхом, закаливанием,
подвижными играми и спортивными мероприятиями. Постарайтесь максимально
оградить его от телевизора, компьютера и игр на сотовом телефоне, поскольку это
ухудшает зрение (вплоть до близорукости! Появляется так называемый «спазм
аккомодации») и перенапрягает нервную систему ребенка. Помогите вашему ребенку
отдохнуть не только длительно, но и с максимальной пользой. Помните, что
здоровье ребенка можно улучшить, а можно – необратимо подорвать.
В
заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей
собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и
проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим
вниманием.
ОТЛИЧНОГО
ВАМ ОТДЫХА,
УДАЧИ И УСПЕХОВ В ШКОЛЕ!
Рекомендации
учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников составлены с помощью
интернет ресурсов, использованы материалы
Горб Е. Е., Сироткина Е.
П. и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий