13 нояб. 2013 г.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика
Много есть деток, которым очень трудно дается произношения некоторых звуков. Поэтому им просто обязательно нужно в этом помочь. Лучше всего – это помощь в развитии сильных и гибких губ и языка. Отличные результаты показала артикуляционная гимнастика.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику?
Старайтесь придерживаться следующих советов:
 - Логопедическую зарядку нужно проводить каждый день, чтобы навыки закреплялись.
 - Длительность занятия – 3-5 минут, но можно делать 3-4 раза за день.
 - После еды артикуляционной гимнастикой заниматься нельзя.
 - Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть, а не стоять или лежать на полу или бегать. Лучше, если он будет сидеть не дома на диване, а перед зеркалом на стульчике с опорой ног на твердую поверхность — пол. Главное, чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении.
 - Во время выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ребенок должен видеть в зеркало свое лицо. Можно проводить упражнения перед большим зеркалом, усаживая ребенка рядом с собой. Если большого зеркала нет, то можно давать ребенку маленькое зеркальце, что удобно в домашних условиях. Ребенок контролирует правильность выполнения движений с помощью зеркала.
 -  Также ребенку должно быть хорошо видно Ваше лицо, когда Вы показываете движения.

видео урок артикуляционной гимнастики (основной комплекс)http://dar-baby.ru/general/uroki_logopeda/47_let_artikulyacionnaya_gimnastika_osnovnoj_kompleks/

Начальные артикуляционные упражнения:
1. «Лягушка»
Вот понравится лягушкам,



Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, и перестану
И не сколько не устану.

Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и). Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания:
1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.
2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

2. «Хоботок»
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их опускаю
И на место возвращаю.

Выработать движение губ вперед.

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания:
1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.
2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложите дотянуться ему губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5 – 2 см от губ, и взять ее губами.


3. «Лягушка - хоботок»
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.

Совершенствовать умения детей чередовать движения губ вперед (хоботок) - в стороны (улыбка).

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

4. «Окошко» («Бегемот»)
Вырабатывать умение детей удерживать рот в открытом положении.

На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

5. «Лопаточка»
Язык лопаткой положи,
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
или

Язычок широкий, гладкий –
Получается лопатка!

Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания:
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.
5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто».

6. «Месим тесто»
Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Если у ребенка не получается артикуляционное упражнение, то ни в коем случае не надо расстраиваться самой! Нельзя также говорить  ребенку, что у него не получается! Иначе он просто откажется дальше заниматься. Ведь для малышей артикуляционная гимнастика – это настоящая нагрузка и тренировка.
Лучше всего:
1)   Сразу же сказать ребенку о том, что в этом упражнении у него уже получается: «Видишь, какая красивая у тебя улыбка!» , «Твой язычок широкий! Молодец!», похвалить за это.
2)   Затем показать ребенку упражнение еще раз, заострив внимание на том нюансе, который он не понял и которые еще не получается. И поставить новую задачу – «Это у нас с тобой уже получается. А теперь мы будем учить язычок… (называем, чему конкретно).


Комментариев нет:

Отправить комментарий