25 нояб. 2013 г.

Артикуляционная гимнастика (продолжение)

Артикуляционная гимнастика
                              (продолжение - начало от 13 ноября)

7. «Иголочка»

              Маленького роста я,
              Тонкая и острая.
              Носом путь себе ищу,
              За собою хвост тащу.
Или
             Язычок наш, как иголка
            Не ленись – уколет колко.

Выработать умение удерживать язык в напряженном состоянии, делая кончик языка «острым».
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало.
Методические указания:
         Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

8. «Лопаточка - иголочка»

Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык иголочкой потом
Потянем тонким острием.

Совершенствовать умение детей чередовать положение языка «широкий - узкий». 
На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и упражнение «Иголочка».

9. «Часики»

Тик – так, тик – так.
Ходят часики вот так!
Как так? Вот так:
Тик – так, тик – так!

Выработать умение двигать язык к уголкам рта: вправо – влево.

Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения.

Методические указания:
     Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

10. «Качели»

Вверх – вниз, вверх – вниз,
Ты качаться не ленись!
Вверх – вниз, вверх – вниз

Вырабатывать умение быстро менять положение языка «верх - низ».

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Методические указания:
       Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

11. «Лошадка»

Ты, лошадка, хвост не прячь!
На тебе помчимся вскачь.

Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания:

1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка».
4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

12. «Приклей конфетку»

Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания:

1. Следить, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

13. «Парус»
Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5 – 6 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Ветер парус раздувает,
Нашу лодку подгоняет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем парус мы держать.

14. «Чашечка»
Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение – сидя на стуле пред зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Эту чашечку, дружок,
Сделал ловкий язычок.
Нужно нам как можно дольше.
Подержать вот этот ковшик.

15. «Грибок»
Цель: выработать подъем языка вверх, тренировать подъязычную связку.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение – сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к небу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Вверх подняли язычок,
Стал похож он на грибок.
Мы подержим так немножко,
А затем потянем ножку.






16. Гармошка
Цель. Укреплять мышцы языка, растя­гивать подъязычную связку (уздечку).
Краткое описание. Улыбнуться, при­открыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и откры­вать рот (как растягиваются меха гар­мошки, так растягиваете;; подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания. 1. Следить, что­бы при открывании рта губы были непод­вижны. 2. Открывать и закрывать рот, удер­живая его в каждом положении под счет от трех до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сто­рон языка.

17. Загнать мяч в ворота
Цель. Вырабатывать длительную, на­правленную воздушную струю.
Краткое описание. Вытянуть губы впе­ред трубочкой и длительно дуть на ват­ный шарик (лежит на столе перед ребен­ком), загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания. \. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не до­пуская, чтобы воздушная струя была пре­рывистой.

18. Кто дальше загонит мяч?
Цель. Вырабатывать плавную, длитель­ную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Краткое описание. Улыбнуться, поло­жить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося дли тельно звук ф, сдуть ватку на противопо­ложный край стола.
Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звукф, а не звук*, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

19. Фокус
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Краткое описание. Улыбнуться, приот­крыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посе­редине языка был желобок, и сдуть ват­ку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания. 1. Следить, что­бы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть при­жаты к верхней губе; посередине образу­ется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не долж­на подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

20. Почистим зубы
Цель. Научить детей удерживать кон­чик языка за нижними зубами.
Краткое описание. Улыбнуться, пока­зать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Методические указания. \. Губы непо­движны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, сле­дить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

21. Чьи зубы чище?
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им.
Краткое описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания. 1. Губы в улыб­ке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не вы­совывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

22. Вкусное варенье
Цель. Вырабатывать движение широ­кой передней части языка вверх и поло­жение его, близкое к форме чашечки, ко­торое он принимает при произнесении звука ш.
Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания. 1. Следить, что­бы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык на­верх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражне­нию «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нуж­но шпателем поднять его наверх и завер­нуть на верхнюю губу.

23. Индюк
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и произ­водить движения широким передним его краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышит­ся бл-бл (как индюк болбэчет).
Методические указания. 1. Следить, что­бы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

24. Маляр
Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Краткое описание. Улыбнуться, от­крыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая им движения вперед-назад.
Методические указания. 1. Губы и ниж­няя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высо­вывался изо рта. 1

25. Барабанщики
Цель. Укреплять мышцы кончика язы­ка, вырабатывать подъем его вверх и уме­ние делать кончик языка напряженным.
Краткое описание. Улыбнуться, от­крыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчет­ливо произнося звуке*: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убы­стрять темп.
Методические указания. 1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Следить, чтобы звук д но­сил характер четкого удара — не был хлю­пающим. 3. Кончик языка не должен под­ворачиваться. 4. Звуки нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздуш­ная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выпол­нении упражнения она будет отклоняться.




Комментариев нет:

Отправить комментарий