Артикуляционная гимнастика
(продолжение - начало от 13 ноября)
7. «Иголочка»
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
Или
Язычок наш, как иголка
Не ленись – уколет колко.
Выработать умение удерживать
язык в напряженном состоянии, делая кончик языка «острым».
Улыбнуться, открыть рот.
Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало.
Методические указания:
Следить, чтобы кончик языка не
загибался вверх.
8. «Лопаточка - иголочка»
Язык
лопаткой положи
И
спокойно подержи.
Язык
иголочкой потом
Потянем
тонким острием.
Совершенствовать умение детей
чередовать положение языка «широкий - узкий».
На счет «раз-два» чередовать
упражнения «Лопаточка» и упражнение «Иголочка».
9. «Часики»
Тик
– так, тик – так.
Ходят
часики вот так!
Как
так? Вот так:
Тик
– так, тик – так!
Выработать умение двигать
язык к уголкам рта: вправо – влево.
Улыбнуться, показать зубы,
отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или
читая стихотворение для этого упражнения.
Методические указания:
Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
10. «Качели»
Вверх
– вниз, вверх – вниз,
Ты
качаться не ленись!
Вверх
– вниз, вверх – вниз
Вырабатывать умение быстро
менять положение языка «верх - низ».
Улыбнуться, показать зубы,
приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и
удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий
язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от
одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Методические указания:
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и
губы оставались неподвижными.
11. «Лошадка»
Ты,
лошадка, хвост не прячь!
На
тебе помчимся вскачь.
Укреплять мышцы языка и
вырабатывать подъем языка вверх.
Улыбнуться, показать зубы,
приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания:
1. Упражнение в начале
выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется.
2. Нижняя челюсть не должна
двигаться; работает только язык.
3. Если у ребенка
пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей
конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка».
4. Следить, чтобы кончик
языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не
чмокал.
12. «Приклей конфетку»
Укрепить мышцы языка и
отработать подъем языка вверх.
Положить широкий кончик языка
на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски,
приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Методические указания:
1. Следить, чтобы работал
только язык. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире чем
на 1,5 – 2 см.
3. Если нижняя челюсть
участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец
ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо
в медленном темпе.
13. «Парус»
Цель: учить удерживать кончик
языка за верхними зубами.
Описание артикуляционного
упражнения.
Исходное положение – сидя на
стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться,
открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы.
Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в
исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5 –
6 раз.
Вместо счета можно
использовать стихотворные строки:
Ветер парус раздувает,
Нашу лодку подгоняет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем парус мы держать.
14. «Чашечка»
Цель: выработать умение
удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.
Описание артикуляционного
упражнения.
Исходное положение – сидя на
стуле пред зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться,
открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части
языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положение,
закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Вместо счета можно
использовать стихотворные строки:
Эту чашечку, дружок,
Сделал ловкий язычок.
Нужно нам как можно дольше.
Подержать вот этот ковшик.
15. «Грибок»
Цель: выработать подъем языка
вверх, тренировать подъязычную связку.
Описание артикуляционного
упражнения.
Исходное положение – сидя на
стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться,
открыть рот, поднять язык вверх и присосать к небу, кончик языка должен
находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет
от 1 до 10. Затем вернуть в исходное положение, закрыть рот и удерживать под
счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.
Вместо счета можно
использовать стихотворные строки:
Вверх подняли язычок,
Стал похож он на грибок.
Мы подержим так немножко,
А затем потянем ножку.
16. Гармошка
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать
подъязычную связку (уздечку).
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить
язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать
и открывать рот (как растягиваются
меха гармошки, так растягиваете;;
подъязычная уздечка). Губы находятся
в положении улыбки. При повторении
упражнения надо стараться открывать
рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания. 1. Следить, чтобы при открывании рта губы были
неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от
трех до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
17. Загнать мяч в ворота
Цель.
Вырабатывать
длительную, направленную воздушную струю.
Краткое
описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на
столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания. \. Следить, чтобы
не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская,
чтобы воздушная струя была прерывистой.
18. Кто дальше
загонит мяч?
Цель.
Вырабатывать
плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний
край языка на нижнюю губу и, как бы произнося дли тельно звук ф, сдуть ватку на
противоположный
край стола.
Методические
указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы
дети произносили звукф, а не звук*, т.
е. чтобы воздушная струя была узкая,
а не рассеянная.
19. Фокус
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму
ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий
передний край языка на
верхнюю губу так, чтобы боковые
края его были прижаты, а посередине
языка был желобок, и сдуть ватку,
положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2.
Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать
язык. 3. Нижняя губа не должна
подворачиваться и натягиваться на нижние
зубы.
20.
Почистим зубы
Цель. Научить
детей удерживать кончик языка за нижними
зубами.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть
рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу
вверх.
Методические указания. \. Губы неподвижны, находятся в
положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону,
следить, чтобы он находился у десен, а не
скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
21. Чьи зубы чище?
Цель. Вырабатывать подъем
языка вверх и умение владеть им.
Краткое описание. Приоткрыть рот и кончиком языка
«почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в
сторону.
Методические указания. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у
корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна;
работает только язык.
22. Вкусное варенье
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение его, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка
облизать верхнюю
губу, делая движение языком
сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя
челюсть не помогала, не
«подсаживала» язык наверх — она должна быть
неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким,
боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно
вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
23. Индюк
Цель. Вырабатывать подъем
языка вверх,
подвижность его передней части.
Краткое
описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения
широким передним его краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбэчет).
Методические
указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад,
а не из стороны в сторону. 3. Язык должен
«облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться
вперед.
24. Маляр
Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и
«погладить» кончиком языка твердое
нёбо, делая им движения вперед-назад.
Методические
указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта. 1
25. Барабанщики
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем его вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Краткое
описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами,
многократно и отчетливо произнося звуке*: д-д-д. Сначала звук д произносить
медленно. Постепенно убыстрять
темп.
Методические
указания. 1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть
неподвижна; работает только
язык. 2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара — не был
хлюпающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звуки нужно
произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая
воздушная струя. Для этого надо
поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий