Ольга Ивановна Азова (Логомед прогноз)
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ, ЗПР - ЧТО ДЕЛАТЬ?
Направления работы пишу, исходя из опыта нашего центра
#Логомед:
1. Моторная коррекция - ЛФК, массаж, мозжечковая стимуляция,
спорт.секция с индивидуальными нагрузками, исходя из возможностей ребёнка.
2. Психолого-педагогическая коррекция – логопед, психолог,
нейропсихолог, возможно олигофренопедагог (если не звучит, то – специальный
психолог или коррекционный психолог)
3. ИЗО-деятельность для развития не только изобразительных
возможностей, но и мелкой моторики. Музыкальные занятия (возможно, занятия по
логоритмике), танцевальная ритмика, пилатес.
Есть ещё специализированные занятия, которые бы очень
помогли, но заочно тут никак.
Проблемы #АЛАЛИИ #ЗПР очень сложные. Сам ребёнок, без помощи
специалиста, не заговорит. Так уж устроены все дети (и нормотипичные, и
особенные), что родители ими прежде всего воспринимаются родственниками, а не
специалистами.
Если у ребёнка тяжёлое речевое нарушение, такое как алалия,
задержка речевого, психического, психомоторного развития, синдром дефицита
внимания и гиперактивность, поведенческие, эмоциональные нарушения и сложности
коммуникации в структуре аутизма, нарушение обработки сенсорной информации,
сенсорная дезинтеграция, двигательные нарушения в структуре детского
церебрального паралича, различные генетические синдромы, то реабилитацию
НЕОБХОДИМО начинать с работы по сенсомоторной коррекции, с "работы с телом".
Первыми начинают реабилитационные мероприятия массажисты, инструкторы ЛФК и
мозжечковой стимуляции. Общий лечебный массаж нужен для улучшения обменных и
репаративных процессов, восстановления кровотока. ЛФК – это лечебная
физкультура, где нагрузки подбираются индивидуально для каждого ребёнка, а
мозжечковая стимуляция важна для развития функций мозжечка – равновесия и
баланса.
Далее программы расходятся.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ программа при алалии, кроме развития моторных
функций, сразу начинается с занятий с логопедом, так как при алалии первичными
является именно речевые проблемы.
Также важными являются занятия с психологом, которые
развивают все высшие психические функции. Артикуляционный массаж хорошо
сочетается с физиотерапевтической процедурой амплипульс (для нормализации
мышечного тонуса). С помощью БОС-логотренажёра можно выработать длинный речевой
выдох, научить пользоваться речевым диафрагмальным дыханием. Нейропсихолог
проводит занятия по сенсомоторной коррекции.
Если у ребенка речевая апраксия, нарушение слоговой
структуры, плохая слухоречевая память, а это и есть проявления моторной алалии,
то необходимы занятия на интерактивном метрономе, который способствует развитию
неречевого ритма. При особенностях слухового восприятия и нарушении
фонематического слуха, что также часто сопровождает алалию понадобятся такие
процедуры, как Томатис, Биоакустическая коррекция, речевая компьютерная
программа Fast For Word.
Благотворно влияет на маленьких пациентов совмещение
обязательных программ по аутизму и алалии с занятиями в ремесленной мастерской,
где развивается мелкая моторика и задействованы все виды изобразительной
деятельности, а также с музыкальными занятиями по развитию неречевого ритма,
музыкального слуха и всех функций, которые связаны с работой правого полушария,
что является базой для речи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий