28 окт. 2015 г.

Развитие фонематического слуха у детей


              Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму.
             Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс
постановки правильно произношения звуков, развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
              Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.

I этап: различение неречевых звуков
Шумящие мешочки
Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что внутри.

Кто что услышит?
      Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба.
      Взролый за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а ребенок должн отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Волшебная палочка
 Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по столу, вазе, чашке. Палочка может оживить любой предмет. Пусть ребенок  закроет глаза и отгадает, какой предмет звучал.
Жмурки
 Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Похлопаем
 Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
                                                   
 Большое ухо
Предложить малышу  закрыть глаза и прислушаться. Какие звуки он слышит? Голоса птиц, шум машин, шаги людей, капающую воду? Какие звуки дальше, а какие ближе? Слышит ли он собственное дыхание? Предложите послушать тишину. Что ее нарушает? Бывает ли полная тишина?


 II этап: Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Узнай голос
        Запишите на кассету голоса нескольких детей, потом попросите его узнать, кто сейчас говорит.
       Если играет несколько человек – «Узнай кто позвал»

Громко-тихо
        Договоритесь, что дети будут выполнять определенные действия – когда вы будете говорить громко и тихо.
Три медведя
           Ребенок отгадывает, за кого из героев, вы произносите определенные слова. Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса.


 III этап:  Развитие фонематического и речевого слуха.
Слушай и выбирай
 Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, дом, сом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
Верно – неверно
        Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…).
        Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.
Кто-то что-то перепутал
Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого нужно зачитать ребенку детские стишки, заменив в каком-нибудь слове одну букву (или убрав ее, или добавив лишнюю). Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например:

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу гвостик
И верхом поеду в кости.

Самолёт построим сами,
Понесёмся над весами.
Понесёмся над весами,
А потом вернёмся к маме.
***
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно лидеть,
Надо лампочки погреть.
                     
Найди ошибку и назови слово правильно.
В  некоторых стихах Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно?
Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались майки.
Доску на гору везём, будем строить новый ком.
Между гор издалека течёт бурная щека.
Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.
Писем мы не написали - тучку целый день искали.
Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.
Здесь хорошее местечко - протекает мимо печка.
Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались банки.
Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.
Прилетел из леса лук и залез под старый сук.
Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку.
Утром кости к нам пришли, всем подарки принесли.
Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.
Под водою рак живёт, в поле красный лак растёт.
Подарила мама ночке разноцветные платочки.
Очень рада бочка маленьким платочкам.

                                         Шутки - минутки.
Вы читаете  строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах.  Ребенок находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.

Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.

За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.


Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.



Какой звук пропал в слове?
         Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки.
         Отгадайте, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен? Где находится этот звук (начало, середина, конец слова)?
               Написал письмо я зайке, но забыл приклеить ...арки.
                         Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы.
            Подарили нам игрушки: целый день палили ... ушки.
            Землю роет старый к... от, под землёю он живёт.
            В зоопарке живёт с... он, словно дом огромен он.
           Мама кукле шар... вязала, ей Наташа помогала.
           Серый вол... голодный, злой, ходит по лесу зимой.
          Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче  ла... пу.
           Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к... ошки.
           На арену ... игры вышли, мы от страха все притихли.
 
Различение слогов.
Похлопаем
 Взрослый объясняет, что есть короткие и длинные слова, проговаривает их вместе с ребенком, интонационно разделяя на слоги. Затем услышав слово, ребенок поднимает длинную, короткую полоску.

Услышишь лишнее-хлопни
 Взрослый произносит ряды слогов «па-па-ба», «ку-ку-гу» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.

«Выбери слог со звуком «у»
Вы говорите, например: та-ту-ти, и бросаете ребенку мяч. Повторив про себя или вслух ряд слогов, ребенок  должен найти слог с искомым звуком «у», произнести его вслух и вернуть мяч. Малыш затрудняется сделать выбор из трех слогов? Сократите ряд до двух. Ну а если ситуация противоположная и три слога — это слишком легко, пусть поищет среди четырех-шести слогов. Можно пойти и на такую хитрость: произнесите ряд слогов, среди которых не будет слога с искомым звуком. Интересно, догадается маленький умник, что его провели?
«Эхо»
- Помнишь, мы с тобой были в лесу и слышали эхо? Давай поиграем в Эхо. Я буду что-нибудь говорить, а ты за мной повторяй все в точности, как эхо. Готов? Повторяй за мной!
Ба-ба-па  ,   Па-ба-па,    Та-тя-тя и др.



 Различение звуков.
При подборе материала нужно помнить, что звонкие соглас­ные звуки з, ж, в, б, д, г в конце слов и в середине, если за ними идет глухой согласный, оглушаются, т. е. произносятся как соответ­ствующие им парные глухие звуки: з как с (арбуз, березка), ж как ш (нож, ложка), в как ф (морковь, лавка), б как п (столб, коробка), д как г (дед, лодка), г как к (луг, когти). Поэтому не следует брать картинки, где эти звуки.
Если ребенок называет глухой звук вместо звонкого в такой позиции в слове, то не исправляйте его  –  он правильно услышал  ЗВУК.

                                                       Кто это?
Комарик пищит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый издаёт звук, а ребенок отгадывает, кто его издаёт или показывает соответствующую картинку.

Поймай звук
 Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает. (А-у-а - и…)
Сколько звуков
Взрослый называет 1,2,3 звука, ребенок на слух определяет их количество и называет 1,2,3 и т.д. звук.

Какой звук начинает слово?
          Вы бросаете ребенку мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный. Например, аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный. Тогда ребенку легче его определить, а маме — выделить голосом. Услышав слово и поймав мяч, ребенок  некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет вам мяч.


Что за звук в конце слова?
Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т.д. Ударение опять падает на искомый звук. И не случайно: в безударной позиции некоторые гласные, например «о», «э», меняют звучание. Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Для работы с ними берем только первую и третью из названных выше игр («Какой звук начинает слово?» и «Что за звук в конце слова?»). Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т.д.

Что за звук спрятался в середине слова?
Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т.д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но гласная буква пишется совсем другая. Ребенку разница в понятиях звук-буква еще неведома.
                                                  
                                                  Услышь слово.
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) когда они услышат слова, с заданным звуком (сначала в начальной позиции под ударением, затем в разных позициях).
           А: астра, утка, автобус, арбуз, ирис, Артем
А: каша, суп, груша, мак, арка, дом,
О: осень, осы, суп, игра, обруч, Оля
О: дом, дым, окно, стул, стол, ведро
                                        

                                                         Что лишнее?
Посмотри на картинки и найди в каждом ряду лишнюю {указание: обрати внимание на первые звуки}
Например: бабочка, бант, заяц, бочка
                     кот, ель, козел, колобок
                     зонт, замок, шар, заяц
Варианты игры:
  • обратить внимание на конечный звук {соответствующий подбор картинок, например: забор, светофор, шофер, автобус};
  • на количество слогов {например: кот, мак, рак, лиса};
  • на гласный или согласный звук начинается слово {например: азбука, дерево, стол, медведь};
  • на мягкий или твердый согласный начинается слово {например: зуб, свеча, лампа, лиса};

Нанизываем колечки (бусинки и т. д.)
“Называем по очереди слова со звуком с и нанизываем по одному колечку. Я говорю слово “собака” и нанизываю кольцо. Ты повторяй мое слово (одно колечко есть - собака) и называй новое, одевай в это время свое колечко (суп). Теперь снова я (или папа, или сестра и т. д.): собака, суп, солнце (одеть кольцо). Собираем гирлянду (бусы).” Слова нужно называть по порядку одетых колец. Каждый раз, играя, старайтесь увеличивать число запоминаемых слов.  (Используем любые другие звуки)

 Кто больше слов придумает?
Взрослый называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук.

    Цепочка слов

       Ребенок (взрослый) называет слово, следующий играющий определяет конечный звук этого слова и придумывает новое, которое начинается на этот звук {например: кошка-автобус-светофор-ромашка-азбука…}
Вариант: можно использовать подбор картинок.


для подготовительной группы

                                     Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
         - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова СЫР. (ВОРОБЕЙ, ГРАЧ..)
          - Подбери слово, чтобы первый звук был бы <К>, а последний - <А>.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.
            Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.


                                   Внимательные руки
          Внимательно слушай словесный ряд: если слово начинается с гласного звука – поднять правую руку, если с согласного – левую {можно использовать фишки, флажки разного цвета}
Варианты игры:
  • определить местонахождение определенного звука в слове {где он находится- в начале, середине ,конце слова}, его наличие в слове;
  • различение количества слогов в слове {один слог - один хлопок в ладоши, два слога – два хлопка, три слога – три хлопка};
  • определение мягкости или твердости начального звука слова.

                                          Путаница
        Поменяй заданные слоги местами и отгадай слово
     например: ма-зи – зима, ка-ру – рука, но-ки – кино, ги-ша – шаги и т.д.

                         Подбери слог и закончи слово
        Подбери слог  к заданному слогу так, чтобы получилось слово
  например: ва-за,ня,ся,та;    ро-за, ща,та
Указания: игру можно проводить с мячом. Водящий бросает мяч и говорит слог, ребенок заканчивает слово и бросает мяч обратно.

                                    Мячик-смягчитель
             Закрепить знания о мягких и твердых согласных звуках, учить смягчать определенный звук слова для получения нового слова, развивать мышленье, быстроту реакции.
Ход игры: водящий бросает мяч и произносит слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, произносит аналогичное слово с мягким окончанием и бросает мяч обратно {например: угол-уголь, брат-брать, ел-ель, мел-мель, хор-хорь, стал-сталь, пыл-пыль, жар-жарь и т.д.}

                        Составь слово по картинкам
            Из названий ряда картинок ребенок выделяет первые звуки, из которых затем составляет новое слово {коза, облако, топор – котлимон, индюк, светофор, арбуз – лиса и т.д.}
Вариант: составить слово на слух, без картинок.
          В работе использованы материалы с сайта:http://nsportal.ru/detskiy-sad Кузьминская В. А., Палибина В. В.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий