4 нояб. 2014 г.

осень

  
                          С 27 по 31 октября  тема:  «Осень»


Существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, погода, грязь, земля.
Прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный.
Глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать.
Наречия: мокро, сыро, ненастно, солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено, ясно.


                                  Уважаемые родители!
1. Повторите с ребенком задание «Времена года. Осень» за  прошлый год. Четко проговорите с ним выделенные слова и  словосочетания. Пусть ребенок расскажет об осени все, что  знает. Если он затрудняется, помогите ему вопросами. Задавайте вопросы так, чтобы
ребенок отвечал полными предложениями. Например:
   Какое время года наступило? Начни ответ со слова на­ступила.
   Наступила осень.
   Какими стали листья на деревьях? Начни ответ со слова листья.
   Листья на деревьях стали красными и желтыми.

2. Продолжайте работу  над темой «Осень». Во время прогулки в сквере, парке, за городом предложите ребенку понаблюдать за изменениями, происшедшими в природе, и рассказать о них. Помогите ребенку запомнить приметы осени:
         стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моро­сящие дожди;
         листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад;
         исчезли насекомые;
         собираются в стаи и улетают на юг птицы;
         дни стали короче — а ночи длиннее;
         с полей и из садов убирают урожай овощей и фруктов;
         люди стали теплее одеваться;
         дети пошли в школу.

3.  Найдите в парке клен, дуб, березу, тополь, осину, рябину, ель, сосну. Рассмотрите вместе с ребенком ствол,  кору, ветви, листья этих деревьев. Помогите ребенку рассказать об особенностях стволов, коры, листьев каждого дерева. 

       4.  Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова: дож-ди, кус-ты, сос-на, ря-би-на, бе-ре-за, дуб, ель.

       5.  Прочитайте рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге». Об­судите с ребенком, о каких приметах осени говорит писатель.

  - Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
- Готовы, готовы, готовы...
- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?
Откликнулись звери:
- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!
- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!
- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!
- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
- А мы, дрозды, на рябину навалимся!
- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
- А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

 (материал - Нищева Н. В.     Картотеки методических рекомендаций  для родителей дошкольников с ОНР.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий