С 27 по 31 октября тема: «Осень»
Существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист,
листопад, погода, грязь, земля.
Прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный,
короткий, длинный.
Глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать.
Наречия: мокро, сыро, ненастно, солнечно, пасмурно, дождливо,
ветрено, ясно.
Уважаемые родители!
1. Повторите с
ребенком задание «Времена года. Осень» за
прошлый год. Четко проговорите с ним выделенные слова и словосочетания. Пусть ребенок расскажет об
осени все, что знает. Если он
затрудняется, помогите ему вопросами. Задавайте вопросы так, чтобы
ребенок
отвечал полными предложениями. Например:
—
Какое время года наступило? Начни ответ со слова наступила.
— Наступила осень.
—
Какими стали листья на деревьях? Начни ответ со слова листья.
— Листья на деревьях стали красными и желтыми.
2. Продолжайте работу над темой «Осень». Во время прогулки в сквере,
парке, за городом предложите ребенку понаблюдать за изменениями, происшедшими в
природе, и рассказать о них. Помогите ребенку запомнить приметы осени:
•
стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие
дожди;
• листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад;
• исчезли насекомые;
• собираются в стаи и улетают на юг птицы;
• дни стали короче — а ночи длиннее;
• с полей и из садов убирают урожай овощей и фруктов;
• люди стали теплее одеваться;
• дети пошли в школу.
• листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад;
• исчезли насекомые;
• собираются в стаи и улетают на юг птицы;
• дни стали короче — а ночи длиннее;
• с полей и из садов убирают урожай овощей и фруктов;
• люди стали теплее одеваться;
• дети пошли в школу.
3. Найдите в парке клен, дуб, березу, тополь,
осину, рябину, ель, сосну. Рассмотрите вместе с ребенком ствол, кору, ветви,
листья этих деревьев.
Помогите ребенку рассказать об особенностях стволов, коры, листьев каждого
дерева.
4. Потренируйте ребенка в
передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова: дож-ди, кус-ты, сос-на, ря-би-на, бе-ре-за, дуб, ель.
5. Прочитайте рассказ Н.
Сладкова «Осень на пороге». Обсудите с ребенком, о каких приметах осени
говорит писатель.
- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога,
все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
- Готовы, готовы, готовы...
- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в
лес напустит - что делать станете?
Откликнулись звери:
- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!
- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!
- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!
- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем
прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
- А мы, дрозды, на рябину навалимся!
- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
- А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч
мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День
укоротит, солнце за пазуху спрячет!
- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не
проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых
телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.
(материал - Нищева Н. В. Картотеки
методических рекомендаций для родителей
дошкольников с ОНР.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий