Рекомендации учителя-логопеда на лето
Уважаемые родители!
Лето – это замечательное время года,
чтобы набраться сил, окрепнуть, загорая и плавая, совершая длительные прогулки
и путешествуя! Лето дарит неисчерпаемые возможности для развития детей.
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в
школе. Помните, что уже совсем скоро ваши дети станут первоклассниками. Поэтому
очень важно закреплять знания и умения, полученные ребятами в детском саду. Для
этого ничего специально не нужно организовывать. Поводом и предметом для
речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы,
ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Не упускайте малейшего
повода, чтобы что-либо обсудить с вашим ребенком.
Школа не будет в тягость,
если летом вы постараетесь:
ЗАКРЕПЛЯТЬ ЗНАНИЯ РЕБЁНКА
ОБ ОКРУЖАЮЩИМ МИРЕ.
Если вы отправляетесь на
отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления
ребёнка от путешествий, походов в лес, выходов в театр, цирк, для развития
выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте
внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих
нашу речь богаче. Играйте в загадки-описания знакомых ребенку и находящихся в
зоне видимости предметов. Это способствует обогащению словаря, развитию связной
речи, тренировке внимания.
СЛЕДИТЬ ЗА РЕЧЬЮ РЕБЁНКА.
Следите за внятностью и
правильностью речи ребенка. Обязательно надо следить за звуками, которые
были поставлены и введены в речь, так как легко можно их вновь утратить, если
не контролировать речь ребёнка. Следите за правильным употреблением предлогов,
произношением слов сложной слоговой структуры. Исправляйте ошибки детей
в грамматическом оформлении предложений.
Учите с ребенком смешные стихи,
скороговорки, чистоговорки, это позволит развивать память ребёнка,
автоматизировать звуки. Разучите их
вместе с ребёнком, произносите в разном темпе, с разной интонацией. Устройте
соревнование, кто лучше и быстрее произнесёт скороговорку. Если это возможно,
постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами.
ЧИТАТЬ, ЧИТАТЬ, ЧИТАТЬ!
Лето-время отдыха, но не стоит забывать
и о книгах. Больше читайте, обязательно обсуждайте прочитанное,
задавайте ребенку вопросы и терпеливо выслушивайте его пересказ. Побуждайте
ребенка отвечать на вопросы распространенными предложениями. Объясняйте
значение новых слов.
Если ребенок умеет читать, то хвалите
его не за быстрое, а за правильное и осмысленное чтение. Пусть ребёнок
прочитает вслух вам рассказ и не только перескажет его, а скажет, что он думает
о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно
развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.
Сочиняйте сказки, рассказы, опираясь
на личный опыт детей. Вечером просите детей поделиться впечатлениями от
прошедшего дня.
ШТРИХОВАТЬ, ПИСАТЬ,
РИСОВАТЬ...
Для успешного обучения ребенка в 1
классе огромное значение имеет развитие мелкой моторики. Поэтому
поощряйте стремление ребенка к рисованию, лепке, аппликации, раскрашиванию,
штриховке, конструированию, вышиванию (в магазинах очень много готовых наборов
для создания различных поделок - вышивки, мягкой игрушки, дворцов и др). При
раскрашивании и штриховке обращайте внимание на то, чтобы ребенок правильно
держал карандаш в руке. Отмечайте и поощряйте аккуратность и чистоту
выполнения работы.
Любой подручный материал – глина,
мокрый песок, тесто – превосходно подойдет для развития мелкой моторики пальцев
рук. Развивайте мелкую моторику в играх
с разными природными материалами (веточки, шишки, камушки, ракушки, травинки,
кусочки коры и бересты и т.д.), декоративными камушками (для украшения
цветочных горшков и аквариума), выкладывая картинок из сушеных цветов, листьев
и травинок и т.д. Любая игра, в которой требуются точные и аккуратные движения
пальцев рук (а особенно – кончиков пальцев), развивает мелкую моторику.
Развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи на уровне мозговых
механизмов.
СЛЫШАТЬ – ПОНИМАТЬ –
ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ
Хотите, чтобы ваш ребенок в будущем
грамотно писал? Тогда продолжайте развивать фонематический слух, анализ и
синтез! (мы все вместе этим занимались и в детском саду, и дома – продолжайте!!!!)
Развитию фонематических процессов
помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге, на
прогулке, в магазине и т.д.
ü Попросите
вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате,
магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).
ü Предложите
самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.
ü Попросите
вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или
диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой
другой).
ü Произносите
ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит
мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч,
лужа, ремонт, рама , кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль,
укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска,
корабль, вареный, косилка, косынка).
ü Предложите
ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые
согласные звуки; звонкие и глухие согласные.
Развитию навыков языкового
анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует
специальных условий и могут происходить, например, на прогулке:
ü Сосчитай,
сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.»,
«Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.
ü Самостоятельно
придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.
ü Придумай
предложение с маленьким словом «на» или «через» (так можно придумывать с любым
предлогом), например: «Ваза стоит на столе.», «Кот перепрыгнул через клумбу.»
ü Придумай
предложение с первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно
добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый
кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул
на диван.».
ü Составь
как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: электричество
(ток, сок, кот, вор, волк, ствол,
лектор и др.), метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно
использовать любые длинные слова.
ü Доскажи
слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка),
Эр-ми-(таж), и др.
ü Сосчитай
сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом);
каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина,
цыпленок (слова с тремя слогами).
ü Назови
первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист,
указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба,
зонт, лента и т.д.)
ü Назови
последний звук в словах. В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что
ребенок должен произнести именно звук, а не букву.
ü «Угадай
слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по
отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л]
–[о] –[ н].
ü «Загадай
слово». Аналогично 10, но загадывают
слово (произносят по отдельным звукам) дети.
ü «Где
спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в
слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки»
(в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».
ü «Рассыпушки».
Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е.
поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за
столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на
песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к
(рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).
Развитие зрительно-пространственных
представлений.
ü «Найди
спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в
комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два
шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».
ü Попросите
ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните
задание попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и
т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой
и левой сторонах пространства.
ü На
улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их
расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.»,
«Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.
ü «Графический
диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе
по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать
зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.
ü Предложите
ребенку сложить по образцу какой либо предмет из сборного конструктора или
кубиков.
ü «Найди
отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.
ü «Что
изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите
запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?
ХВАЛИТЬ ЗА КАЖДЫЙ УСПЕХ.
Помните, все, чем занимается ребенок, должно
приносить ему радость и удовлетворение. Не забывайте отмечать успехи
ребенка, хвалить за достигнутые результаты. Вера в себя, чувство
собственного достоинства - это капитал, который всегда будет служить ребенку.
Уважаемые родители, выполнение этих
рекомендаций – залог будущего успешного обучения вашего ребенка в школе.
А самое главное – укрепляйте здоровье
ребенка прогулками и играми на свежем воздухе, выездами на природу, здоровым
питанием, полноценным отдыхом, закаливанием, подвижными играми и спортивными
мероприятиями. Постарайтесь максимально оградить его от телевизора, компьютера
и игр на сотовом телефоне, поскольку это ухудшает зрение (вплоть до
близорукости! Появляется так называемый «спазм аккомодации») и перенапрягает
нервную систему ребенка. Помогите вашему ребенку отдохнуть не только длительно,
но и с максимальной пользой. Помните, что здоровье ребенка можно улучшить, а
можно – необратимо подорвать.
В заключение необходимо добавить самое
главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно
больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным
речевым общением и своим вниманием.
ОТЛИЧНОГО ВАМ ОТДЫХА, УДАЧИ И УСПЕХОВ В ШКОЛЕ!
Комментариев нет:
Отправить комментарий