23 июн. 2021 г.

Рекомендации учителя-логопеда на лето

 


Уважаемые родители!

          Лето – это замечательное время года, чтобы набраться сил, окрепнуть, загорая и плавая, совершая длительные прогулки и путешествуя! Лето дарит неисчерпаемые возможности для развития детей. Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Помните, что уже совсем скоро ваши дети станут первоклассниками. Поэтому очень важно закреплять знания и умения, полученные ребятами в детском саду. Для этого ничего специально не нужно организовывать. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Не упускайте малейшего повода, чтобы что-либо обсудить с вашим ребенком.

                  Школа не будет в тягость, если летом вы постараетесь:

 

ЗАКРЕПЛЯТЬ ЗНАНИЯ РЕБЁНКА ОБ ОКРУЖАЮЩИМ МИРЕ.

Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка от путешествий, походов в лес, выходов в театр, цирк, для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Играйте в загадки-описания знакомых ребенку и находящихся в зоне видимости предметов. Это способствует обогащению словаря, развитию связной речи, тренировке внимания.

 

СЛЕДИТЬ ЗА РЕЧЬЮ РЕБЁНКА.

         Следите за внятностью и правильностью речи ребенка. Обязательно надо следить за звуками, которые были поставлены и введены в речь, так как легко можно их вновь утратить, если не контролировать речь ребёнка. Следите за правильным употреблением предлогов, произношением слов сложной слоговой структуры. Исправляйте ошибки детей в грамматическом оформлении предложений.

         Учите с ребенком смешные стихи, скороговорки, чистоговорки, это позволит развивать память ребёнка, автоматизировать звуки.  Разучите их вместе с ребёнком, произносите в разном темпе, с разной интонацией. Устройте соревнование, кто лучше и быстрее произнесёт скороговорку. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами.

ЧИТАТЬ, ЧИТАТЬ, ЧИТАТЬ!

        Лето-время отдыха, но не стоит забывать и о книгах. Больше читайте, обязательно обсуждайте прочитанное, задавайте ребенку вопросы и терпеливо выслушивайте его пересказ. Побуждайте ребенка отвечать на вопросы распространенными предложениями. Объясняйте значение новых слов.

          Если ребенок умеет читать, то хвалите его не за быстрое, а за правильное и осмысленное чтение. Пусть ребёнок прочитает вслух вам рассказ и не только перескажет его, а скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать.  Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.

           Сочиняйте сказки, рассказы, опираясь на личный опыт детей. Вечером просите детей поделиться впечатлениями от прошедшего дня.

 

ШТРИХОВАТЬ, ПИСАТЬ, РИСОВАТЬ...

         Для успешного обучения ребенка в 1 классе огромное значение имеет развитие мелкой моторики. Поэтому поощряйте стремление ребенка к рисованию, лепке, аппликации, раскрашиванию, штриховке, конструированию, вышиванию (в магазинах очень много готовых наборов для создания различных поделок - вышивки, мягкой игрушки, дворцов и др). При раскрашивании и штриховке обращайте внимание на то, чтобы ребенок правильно держал карандаш в руке. Отмечайте и поощряйте аккуратность и чистоту выполнения работы.

         Любой подручный материал – глина, мокрый песок, тесто – превосходно подойдет для развития мелкой моторики пальцев рук.  Развивайте мелкую моторику в играх с разными природными материалами (веточки, шишки, камушки, ракушки, травинки, кусочки коры и бересты и т.д.), декоративными камушками (для украшения цветочных горшков и аквариума), выкладывая картинок из сушеных цветов, листьев и травинок и т.д. Любая игра, в которой требуются точные и аккуратные движения пальцев рук (а особенно – кончиков пальцев), развивает мелкую моторику. Развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи на уровне мозговых механизмов.

 

СЛЫШАТЬ – ПОНИМАТЬ – ПРАВИЛЬНО  ПИСАТЬ

          Хотите, чтобы ваш ребенок в будущем грамотно писал? Тогда продолжайте развивать фонематический слух, анализ и синтез! (мы все вместе этим занимались и в детском саду,  и дома – продолжайте!!!!)

          Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге, на прогулке, в магазине и т.д.

ü  Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).

ü  Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

ü  Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).

ü  Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама , кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).

ü  Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

 

Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут происходить, например, на прогулке:

ü  Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.

ü  Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.

ü  Придумай предложение с маленьким словом «на» или «через» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.», «Кот перепрыгнул через клумбу.»

ü  Придумай предложение с первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».

ü  Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: электричество (ток, сок,  кот, вор, волк,  ствол,  лектор и др.), метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.

ü  Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка), Эр-ми-(таж),  и др.

ü  Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).

ü  Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.)

ü  Назови последний звук в словах. В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву.

ü  «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].

ü  «Загадай слово».  Аналогично 10, но загадывают слово (произносят по отдельным звукам) дети.

ü  «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».

ü  «Рассыпушки». Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).

 

Развитие зрительно-пространственных представлений.

ü  «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».

ü  Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

ü  На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.

ü  «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.

ü  Предложите ребенку сложить по образцу какой либо предмет из сборного конструктора или кубиков.

ü  «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.

ü  «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?

 

ХВАЛИТЬ ЗА КАЖДЫЙ УСПЕХ.

       Помните, все, чем занимается ребенок, должно приносить ему радость и удовлетворение. Не забывайте отмечать успехи ребенка, хвалить за достигнутые результаты. Вера в себя, чувство собственного достоинства - это капитал, который всегда будет служить ребенку.

 

       Уважаемые родители, выполнение этих рекомендаций – залог будущего успешного обучения вашего ребенка в школе.

 

      А самое главное – укрепляйте здоровье ребенка прогулками и играми на свежем воздухе, выездами на природу, здоровым питанием, полноценным отдыхом, закаливанием, подвижными играми и спортивными мероприятиями. Постарайтесь максимально оградить его от телевизора, компьютера и игр на сотовом телефоне, поскольку это ухудшает зрение (вплоть до близорукости! Появляется так называемый «спазм аккомодации») и перенапрягает нервную систему ребенка. Помогите вашему ребенку отдохнуть не только длительно, но и с максимальной пользой. Помните, что здоровье ребенка можно улучшить, а можно – необратимо подорвать.

 

      В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием.

 

         ОТЛИЧНОГО ВАМ ОТДЫХА,   УДАЧИ И  УСПЕХОВ В ШКОЛЕ!

Комментариев нет:

Отправить комментарий