28 мар. 2015 г.

учимся читать

Советы родителям по обучению ребенка чтению

Первые правила, обязательные для успешного обучения чтению:
·          Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке
увлекательного дела.
·         Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
·         Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.
·         Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
·          Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что вам подскажет ваша фантазия) .
·         Нежелание ребенка заниматься - знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?
·         Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
·         Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
·          Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!
Основные этапы овладения умением читать и особенности работы
1. Учим буквы
2. Запоминаем слоги.
3. Читаем слова.
4. Читаем словосочетания и предложения.

 В разделе «Играем» Вашему вниманию предлагаются  полезные игры и упражнения,   которыми вы можете воспользоваться при желании и необходимости.

1. Учим буквы
Первое и главное правило безопасности в обращении взрослых с буквами, которые впервые показываются ребенку: ведя детским пальчиком по контуру буквы, надо произносить не ее "официальное" алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает. Звук этот старайтесь петь, тянуть как можно доль­ше и при показе буквы, и при произнесении слов с этой буквой. Например: "Ма­шенька, твое имя начинается вот с этой буквы" — покажите букву М, спойте М-М-М, М-м-маша. но не говорите "ЭМ".
Второе правило безопасности: наши русские буквы — это не иероглифы, обозначающее слова, а знаки звуков. Поэтому стандартная детская азбука, где каждая буква соотнесена с каким-то определенным предметом и только с ним (Б-барабан, М-машина), может вызвать у ребенка ненужные ассоциации и при­вести к недоразумениям. Такое недоразумение произошло с маленькой Леноч­кой, которая выучила буквы еще до того, как научилась выговаривать некото­рые "трудные" слова. Хомяка, нарисованного около буквы X, девочка называла "мяк". Тем же именем она называла и букву X. (Вспомните знаменитое "тыблоко" из рассказа Л.Пантелеева.) Для акающего ребенка роковую роль может сыг­рать обезьянка, которая в азбуках с картинками неизменно сидит возле буквы О. Ребенок, произносящий л[А]безьянка", может надолго перепутать буквы А и О. Если малыш нарисованную художником яхту назовет корабликом, то он бу­дет по-своему прав, но вам придется повозиться с заучиванием буквы Я. Вывод прост чтобы между буквой и словом не возникало ненужных ассоциаций, вво­дя букву, надо подобрать возможно большее количество слов. Например: "Вот буква М. Она начинает слово М-М-МАШИНА. А где еще живет эта буква? М-М МОРКОВКА годится? А 3-3-ЗЕРКАЛО? А М-М-МИШКА?" Если вы вывешиваете в комнате ребенка картинки с буквами, то позаботьтесь о том, чтобы на картинке было изображено несколько предметов, названия которых начинаются с соот­ветствующего звука. Например, С — санки, самолет, сапоги и т.д.
Вводя буквы, давайте ребенку только их печатные образцы. Начертанию письменных букв ребенка научат в школе. Постановка почерка требует от обу­чающего взрослого особой компетентности, а от ученика — достаточно разви­тых тонких движений кисти руки и пальцев.

2. Запоминаем слоги.
Заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв:
- многократное называние слога взрослым;
- поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием;
- самостоятельное называние - "чтение" слога.
Итак, при обучении чтению слога помните!
- Особенностью детей дошкольного возраста является физиологическая неготовность к усвоению правил слогослияния и их использования при чтении.
- Прежде чем ребенок сам сможет назвать слог-слияние, ему нужно многократно услышать его название, поупражняться в поиске слога по вашему заданию.
- Если ребенок затрудняется в назывании слога, в качестве помощи предложите ему несколько вариантов ответа, не позволяйте тем самым перейти на побуквенное чтение слога.
- Самыми сложными для запоминания являются первые группы заучиваемых слогов, далее ребенок по аналогии начинает называть схожие по гласной или согласной слоги.
- Темп освоения слогов должен соответствовать возможностям ребенка. Лучше освоить меньшее количество согласных и соответствующих слогов, но автоматизировано узнавать-читать слоги.
- Навык чтения слогов разного типа способствует быстрейшему обучению ребенка чтению целыми словами.

3. Читаем слова.
Слияние букв в слоги, а слогов в слова и понимание смысла, заложенного в этих символах, - разные вещи. И выполнять две задачи - читать и понимать - одновременно очень сложно дошкольнику. Именно поэтому после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению. Этот период иногда бывает длительным, но благодаря разнообразным играм и упражнениям со словами может стать интересным и увлекательным для ребенка
Какие еще трудности могут возникнуть у ребенка на этапе чтения слов?
Некоторым детям трудно читать слова, не разделенные на слоги, они пытаются увидеть слог там, где его нет (КН-ИГ-А) .
Таким детям в первое время необходимо помогать читать слова, выделяя в них слоги слияния: дугой под слиянием, показывая указкой слияние, давая устную инструкцию (КНИГА - читай сначала одну букву, потом две, еще раз две буквы). В некоторых азбуках встречается деление слов на слоги (КНИ-ГА, УТ-КА, КОШ-КА, но даже при таком делении возможно ребенку потребуется ваша помощь в обозначении слияния.
Детям бывает сложно также прочитать длинные слова, в этом случае поможет следующий прием: разделите слово на слоги, запишите последний слог, дайте его прочитать ребенку, допишите предыдущий, дайте прочитать уже два слога, далее добавляете по одному слогу до прочтения целого слова (СИТ, СО-СИТ, ЛЕ-СО-СИТ, ПЫ-ЛЕ-СО-СИТ, ПЫЛЕСОСИТ). Такой способ помощи исключает неправильное "додумывание" слова. Сравните: если читать слово, прибавляя по одному слогу, начиная с начала, ребенок, скорее всего, не дочитает слово до конца, а догадается об окончании слова (ПЫ, ПЫ-ЛЕ, ПЫЛЕ-СО, ПЫЛЕСОС? ПЫЛЕСОСИЛА? ПЫЛЕСОСИЛИ?. ) .
Итак, когда ребенок учится читать слова, важно:
- Учить осмысленному чтению. Лучше меньше прочитать, но понять то, о чем читаешь.
- Для формирования осмысленного чтения недостаточно только материала азбуки, используйте разнообразные дополнительные игры и упражнения.
- Если ребенок при чтении слов "соскальзывает" на побуквенное чтение, необходимо активизировать работу со слоговой таблицей, закреплять навык опознавания слога как единицы чтения.
- Если ребенку трудно определить место слияния в слоге, в первое время помогайте ему увидеть слог-слияние.
- Подготавливая игры и упражнения, не забывайте о "лишнем" варианте ответа, тогда интенсивность упражнения будет значительно выше.
- Не бойтесь задержаться на этом этапе подольше, задержка компенсируется с лихвой на последующих этапах формирования навыка чтения.

4. Читаем словосочетания и предложения.
Для ребенка, который осваивает чтение словосочетаний, предложений, текстов, - это новый и достаточно сложный этап обучения. Главная задача этого этапа - дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное. Начинать этот этап работы можно, когда ребенок научится осмысленно читать отдельные слова.
В азбуках и букварях, к сожалению, этап работы над словосочетанием почти не представлен. Хотя именно в словосочетании ребенку проще научиться понимать смысловое значение форм слов, значение предлогов.
При обучении чтению словосочетаний, предложений, текстов нужно помнить:
- Ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.
- К чтению словосочетаний, предложений переходите только тогда, когда сформировано осознанное чтение слов.
- Чтения предложений и текстов азбук и букварей может быть недостаточно, чтобы сформировать навык осмысленного чтения, необходимо выполнять дополнительные упражнения.
- Увеличивайте количество слов в текстах, предлагаемых ребенку, постепенно: читать ребенку интересно тогда, когда это у него получается легко, без чрезмерных усилий.
- Знаки препинания тоже нужно "читать"!
- Не торопитесь предлагать читать ребенку детские книги: они печатаются для того, чтобы взрослые читали их детям, часто уровень сложности текстов детских книг превышает возможности детей в самостоятельном чтении.
Автор: В. В. Мамаева
По материалам сайта http://adalin.mospsy.ru

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий