Первые
правила, обязательные для успешного обучения чтению:
·
Играйте! Игра -
естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира,
наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как
бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке
увлекательного дела.
·
Поддерживайте интерес к занятиям, используйте
разнообразные игры и пособия.
·
Скорее важна не длительность занятий, а их
частота. Будьте последовательными в обучении чтению.
·
Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но
емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные
инструкции.
·
Овладение
чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения.
Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками
(физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что вам подскажет
ваша фантазия) .
·
Нежелание ребенка заниматься - знак того, что взрослый
превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?
·
Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок
имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
·
Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ
обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые
соответствуют его индивидуальным особенностям.
·
Никогда не
начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие
занятия не принесут успеха!
Основные этапы овладения умением
читать и особенности работы
1. Учим
буквы
2.
Запоминаем слоги.
3. Читаем
слова.
4. Читаем
словосочетания и предложения.
В
разделе «Играем» Вашему
вниманию предлагаются полезные игры и упражнения, которыми вы
можете воспользоваться при желании и необходимости.
1. Учим
буквы
Первое и главное правило безопасности в обращении взрослых с буквами, которые впервые показываются ребенку: ведя детским пальчиком по контуру буквы, надо произносить не ее "официальное" алфавитное название,
а тот звук, который эта буква обозначает.
Звук этот старайтесь петь, тянуть как можно дольше и при
показе буквы, и при произнесении слов с этой буквой. Например: "Машенька, твое имя начинается вот с этой буквы" — покажите букву М,
спойте М-М-М, М-м-маша. но не говорите "ЭМ".
Второе правило безопасности: наши русские буквы — это не иероглифы, обозначающее слова, а знаки звуков. Поэтому стандартная детская азбука, где
каждая буква соотнесена с каким-то определенным предметом и только с ним (Б-барабан, М-машина), может вызвать у ребенка ненужные ассоциации и привести
к недоразумениям. Такое недоразумение произошло с маленькой Леночкой, которая
выучила буквы еще до того, как научилась выговаривать некоторые "трудные" слова. Хомяка, нарисованного около буквы X, девочка
называла "мяк". Тем же именем она называла и
букву X. (Вспомните знаменитое "тыблоко" из
рассказа Л.Пантелеева.) Для акающего ребенка роковую роль может сыграть обезьянка, которая в азбуках с картинками неизменно сидит возле буквы О. Ребенок, произносящий л[А]безьянка", может надолго
перепутать буквы А и О. Если малыш нарисованную художником яхту назовет
корабликом, то он будет по-своему прав, но вам
придется повозиться с заучиванием буквы Я. Вывод прост чтобы между буквой и словом не возникало ненужных ассоциаций, вводя
букву, надо подобрать возможно большее количество слов. Например: "Вот буква М. Она начинает слово М-М-МАШИНА. А где еще живет эта буква? М-М МОРКОВКА годится? А 3-3-ЗЕРКАЛО? А М-М-МИШКА?" Если вы вывешиваете в комнате ребенка картинки с буквами, то позаботьтесь о том, чтобы на
картинке было изображено несколько предметов, названия которых начинаются с
соответствующего звука. Например, С — санки, самолет, сапоги и т.д.
Вводя буквы, давайте ребенку только их печатные образцы. Начертанию письменных букв ребенка научат в школе. Постановка почерка требует от обучающего
взрослого особой компетентности, а от ученика — достаточно развитых тонких
движений кисти руки и пальцев.
2.
Запоминаем слоги.
Заучивать
слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв:
-
многократное называние слога взрослым;
- поиск
слога по заданию взрослого с последующим называнием;
-
самостоятельное называние - "чтение" слога.
Итак, при
обучении чтению слога помните!
-
Особенностью детей дошкольного возраста является физиологическая неготовность к
усвоению правил слогослияния и их использования при чтении.
- Прежде чем
ребенок сам сможет назвать слог-слияние, ему нужно многократно услышать его
название, поупражняться в поиске слога по вашему заданию.
- Если
ребенок затрудняется в назывании слога, в качестве помощи предложите ему
несколько вариантов ответа, не позволяйте тем самым перейти на побуквенное
чтение слога.
- Самыми
сложными для запоминания являются первые группы заучиваемых слогов, далее
ребенок по аналогии начинает называть схожие по гласной или согласной слоги.
- Темп
освоения слогов должен соответствовать возможностям ребенка. Лучше освоить
меньшее количество согласных и соответствующих слогов, но автоматизировано
узнавать-читать слоги.
- Навык
чтения слогов разного типа способствует быстрейшему обучению ребенка чтению
целыми словами.
3. Читаем
слова.
Слияние букв
в слоги, а слогов в слова и понимание смысла, заложенного в этих символах, -
разные вещи. И выполнять две задачи - читать и понимать - одновременно очень
сложно дошкольнику. Именно поэтому после освоения ребенком достаточного для
составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься
обучению осмысленному чтению. Этот период иногда бывает длительным, но
благодаря разнообразным играм и упражнениям со словами может стать интересным и
увлекательным для ребенка
Какие еще
трудности могут возникнуть у ребенка на этапе чтения слов?
Некоторым
детям трудно читать слова, не разделенные на слоги, они пытаются увидеть слог
там, где его нет (КН-ИГ-А) .
Таким детям
в первое время необходимо помогать читать слова, выделяя в них слоги слияния:
дугой под слиянием, показывая указкой слияние, давая устную инструкцию (КНИГА -
читай сначала одну букву, потом две, еще раз две буквы). В некоторых азбуках
встречается деление слов на слоги (КНИ-ГА, УТ-КА, КОШ-КА, но даже при таком
делении возможно ребенку потребуется ваша помощь в обозначении слияния.
Детям бывает
сложно также прочитать длинные слова, в этом случае поможет следующий прием:
разделите слово на слоги, запишите последний слог, дайте его прочитать ребенку,
допишите предыдущий, дайте прочитать уже два слога, далее добавляете по одному
слогу до прочтения целого слова (СИТ, СО-СИТ, ЛЕ-СО-СИТ, ПЫ-ЛЕ-СО-СИТ,
ПЫЛЕСОСИТ). Такой способ помощи исключает неправильное "додумывание"
слова. Сравните: если читать слово, прибавляя по одному слогу, начиная с
начала, ребенок, скорее всего, не дочитает слово до конца, а догадается об
окончании слова (ПЫ, ПЫ-ЛЕ, ПЫЛЕ-СО, ПЫЛЕСОС? ПЫЛЕСОСИЛА? ПЫЛЕСОСИЛИ?. ) .
Итак, когда
ребенок учится читать слова, важно:
- Учить
осмысленному чтению. Лучше меньше прочитать, но понять то, о чем читаешь.
- Для
формирования осмысленного чтения недостаточно только материала азбуки,
используйте разнообразные дополнительные игры и упражнения.
- Если
ребенок при чтении слов "соскальзывает" на побуквенное чтение,
необходимо активизировать работу со слоговой таблицей, закреплять навык
опознавания слога как единицы чтения.
- Если
ребенку трудно определить место слияния в слоге, в первое время помогайте ему
увидеть слог-слияние.
-
Подготавливая игры и упражнения, не забывайте о "лишнем" варианте
ответа, тогда интенсивность упражнения будет значительно выше.
- Не бойтесь
задержаться на этом этапе подольше, задержка компенсируется с лихвой на
последующих этапах формирования навыка чтения.
4. Читаем
словосочетания и предложения.
Для ребенка,
который осваивает чтение словосочетаний, предложений, текстов, - это новый и
достаточно сложный этап обучения. Главная задача этого этапа - дать ребенку
возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное. Начинать этот этап
работы можно, когда ребенок научится осмысленно читать отдельные слова.
В азбуках и
букварях, к сожалению, этап работы над словосочетанием почти не представлен.
Хотя именно в словосочетании ребенку проще научиться понимать смысловое
значение форм слов, значение предлогов.
При обучении
чтению словосочетаний, предложений, текстов нужно помнить:
- Ребенок
учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых
они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки
препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых
событий.
- К чтению
словосочетаний, предложений переходите только тогда, когда сформировано
осознанное чтение слов.
- Чтения
предложений и текстов азбук и букварей может быть недостаточно, чтобы
сформировать навык осмысленного чтения, необходимо выполнять дополнительные
упражнения.
-
Увеличивайте количество слов в текстах, предлагаемых ребенку, постепенно:
читать ребенку интересно тогда, когда это у него получается легко, без
чрезмерных усилий.
- Знаки
препинания тоже нужно "читать"!
- Не торопитесь
предлагать читать ребенку детские книги: они печатаются для того, чтобы
взрослые читали их детям, часто уровень сложности текстов детских книг
превышает возможности детей в самостоятельном чтении.
Автор: В. В. Мамаева
Комментариев нет:
Отправить комментарий