Пальчики и речь ребенка.
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.
Учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как писал физиолог И.П.Павлов, "руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга".
(Если ребёнок трогает какой-нибудь предмет, то мышцы и кожа рук в это время "учат" глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.)
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи.
Исследователями разных стран установлено, а практикой
подтверждено, что если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то
и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ.
И, наоборот, у детей с
нарушениями речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная
недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.
Поэтому для детей с нарушениями речи тренировка
движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое
развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке
кисти руки к рисованию, а в дальнейшем – к письму, и, что не менее важно,
мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга,
стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Что происходит, когда ребёнок
занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и
ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых
центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых
зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают
благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат
вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать
своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять
упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь
станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми
движениями.
5. Развивается память ребёнка, так
как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность
движений.
6. У малыша развивается воображение
и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые
истории.
7. В результате пальчиковых
упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость,
а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
8. Движение пальцев и кистей рук имеют
особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000
важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать
функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно
активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника,
указательный — желудка, большой — головы.
Рисование — радостный, вдохновенный труд, к
которому ребенка не надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже
без кисточки, а именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает
творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и
настроение. Конечно, ребёнок перепачкается, но это временные трудности, которые
можно предусмотреть: фартук, клеёнка, свободное пространство и большие листы
бумаги, лучше обои.
Щетка "ежик», колючие мячи, Су-Джок.
Щетка "ежик», колючие мячи, Су-Джок.
Цель таких упражнений: нормализовать
мышечный тонус, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного
мозга. С помощью колючек удобно
массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм.
Пальчиковая
гимнастика
позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз,
учит управлять своим дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.
Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка
еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться
необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и
ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза.
Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки.
Выкладывание букв из
различных материалов
(палочки, веревочки, фасоль, камушки, бусинки и др.)– серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.
(палочки, веревочки, фасоль, камушки, бусинки и др.)– серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.
Игры с карандашом, крупой, бусами, прищепками, орехами. Предлагайте ребенку регулярно
заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между
большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих
рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха
(камешка, шарика), – совсем не трудно, для начала предложите покатать между
ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и
оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует
притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются
положительные импульсы в головной мозг.
Тренировка пальцев через определенные
зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая
речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие
тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая
мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное
повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания,
мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук
становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно
овладеть навыками письма.
Список
использованной литературы и материалов интернета.
1. Анищенко. Е.С Пальчиковая гимнастика для
развития речи дошкольников / Е.С. Анищенко – М.: Астрель, 2006 г.
2. Узорова.О.В, Нефедова. Е.А Пальчиковая гимнастика /О.В.Узорова,
Е.А.Нефедова – М.:Астрель, 2004 г.
3. Поваляева. М.А “Справочник логопеда” Р.на Д.
– 2003 г.
4. Цвынтарный. В “Играем пальчиками и развиваем речь”
/ Цвынтарный. В СПб.: Лань, 1996 г.
5. Петербургский научно-практический
журнал “Дошкольная педагогика” № 7 – 2008 г., № 3 – 2005 г.
6. Рыжанкова Е.Н. “Пальцы развиваем, буквы составляем”
М.: Сфера, 2009.
7. Социальная сеть работников образования nsportal.ru - учитель-логопед Н.Н. Желтышева МКДОУ
«Солнышко» и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий